Масляные краски

масляная краска фотоМасляные краски – это отделочный материал, состоящий из пигмента и связующего вещества, в качестве которого используется олифа. Пигмент представляет собой очень тонко размолотую минеральную муку, не растворимую в масле, воде и бытовых растворителях. Он немного тяжелее основы и оседает на дно, поэтому перед работой краску взбалтывают и перемешивают.

При изготовлении краски сначала в небольшом количестве олифы размешивают основной пигмент, например, синий для зеленого цвета. Потом в него добавляют остальной минеральный порошок и разбавляют до нужной густоты. Чтобы улучшить качество, смесь пропускают через краскотер. В густотертые краски перед использованием нужно добавлять от 17 до 40% олифы.

Внешне олифа напоминает прозрачную густую коричневую жидкость. Основой для нее являются растительные или синтетические масла. По составу можно выделить несколько групп олиф. Две наиболее распространенные – это масляные и алкидные.

К масляным относятся натуральные, комбинированные и олифы «Оксоль».

Натуральная олифа известна уже давно. Она считается качественнее, и ценится дороже, чем искусственная. Ее получают, вываривая растительное масло при температуре 150°C. Обработанное таким образом масло может образовывать полимерные цепочки, создающие прочную и твердую пленку. Если добавить 2 — 4% сиккативов – ускорителей отвердевания, процесс пойдет еще быстрее.

Подсолнечная олифа высыхает медленнее, чем конопляная или льняная. Пленка ее эластичнее, но менее тверда, прочна и водостойка.

Комбинированная олифа содержит не 100% масла, как предыдущая, а только 70%. В ней используется растворитель, который при высыхании испаряется. Масло подвергается уплотнению при химической обработке. Название «оксоль» произошло от словосочетания «оксидированная олифа». Подсолнечное масло нагревают и заставляют реагировать с кислородом в присутствии катализатора, оно при этом окисляется и густеет. Затем к нему добавляют растворитель, например, уайт — спирит, и получается прозрачное вещество с нормальной вязкостью.

Комбинированные олифы марок К3, К5 можно использовать для приготовления красок и для наружных и внутренних работ, а К2, К4, К12, К11 — только для внутренних работ. «Оксоль В» применяют, когда нужно развести до нормальной вязкости густотертые краски для внутренних работ.

Алкидные олифы делают из смол, модифицированных маслами. К ним относятся пентафталевый и ксифталевые. Глифталевую делают с добавлением глицерина. Растворители занимают не более 50% объема.

Искусственные материалы – синтол и карбоноль – делаются без растительных масел, или с небольшой их примесью на основе продуктов полимеризации углеводородов нефти, сланцев или рыбьих жиров.

В качестве наполнителей используются тальк, сернокислый барий и барит. Они вводятся для того, чтобы ускорить высыхание краски, придать ей большую прочность и эластичность.

Готовые краски продают в банках емкостью от 0,5 до 3 литров. Производитель должен обязательно указывать на этикетках следующие данные: назначение краски, цвет, расход на 1 м.кв. поверхности при однослойном и двухслойном покрытии, применяемые разбавители.

Масляные краски являются хорошими грунтовками для деревянных досок. Ее в нужной консистенции разбавляют уайт — спиритом, скипидаром, сольвент — нафтой, бензином или керосином.

Интересно, что от цвета краски зависит ее расход. Выпускаются следующие расцветки:

под слоновую кость – 200 г/м2,
палевая – 160 г/м2,
бежевая – 120 г/м2,
серая – 100 г/м2,
светло — голубая – 100 г/м2,
голубая – 100 г/м2,
синяя – 100 г/м2,
желтая – 140 г/м2,
салатовая – 140 г/м2,
фисташковая – 135 г/м2,
зеленая – 100 г/м2,
красная – 65 г/м2,
темно — красная – 100 г/м2,
коричневая – 100 г/м2.

Изготовителями используются следующие коды, определяющие состав и условия применения красок.

Б — без летучего растворителя
В — можно разбавлять водой
ВД – воднодисперсная или водоэмульсионная
ОД — органодисперсная
П — порошковая

Когда в состав входит только один красящий пигмент, в названии его обозначение используется вместо слова «краска», например «охра» или «сурик».

Масляные краски строго сертифицированы по ГОСТу, поэтому при их обозначении пользуются не названиями, а комбинациями из букв и цифр. При выборе нужного материала обязательно принимают во внимание, где и на каких поверхностях его будут использовать.

В настоящее время для завешающей отделки масляные эмали использовать практически перестали. Она долго высыхает – от 6 часов до нескольких суток и имеет неприятный запах, а все ненатуральные олифы при этом выделяют вредные вещества, от которых у многих людей начинает болеть голова. Кроме того, слой краски не дает поверхности дышать, из — за чего он начинает трескаться и шелушиться уже через 3 — 5 лет. Даже если этого не происходит, олифы желтеют, теряя первоначальный цвет. По качеству, прочности, эластичности и долговечности они заметно уступают алкидным покрытиям.

Несмотря на все свои недостатки, масляные эмали продолжают производить и покупать. Они очень недорогие и доступны для всех слоев населения. Их можно использовать для окраски деревянных оконных рам, дверей, металлических труб и радиаторов отопления. Кроме того, масляные краски очень хороши в качестве грунтовок под любые отделочные материалы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.